О номинации
В этом году меломаны нашей редакции не стали яростно оспаривать результаты голосования. Так что встречайте вполне традиционный топ-3 лучших игровых саундтреков 2019-го… с упоминанием четырёх достойных кандидатов, чуть не дотянувших до пьедестала.
Третье место — Sekiro: Shadows Die Twice
В приключениях однорукого ронина музыка редко оттягивает внимание на себя. Зато она гармонично дополняет портрет мрачной мистической Японии в кровавую эпоху Сэнгоку, где демоны живут рядом с людьми (а иногда и в них самих).
Над саундтреком новой игры студии FromSoftware снова поработала Юка Китамура — её композиции вы могли слышать в Dark Souls 2, Dark Souls 3 и Bloodborne. Результат вышел под стать самой игре: с одной стороны, фирменный стиль проектов Хидетаки Миядзаки узнаётся без труда, с другой — никакой стагнации и самоповторов. Смена сеттинга диктует свои условия, так что готические мотивы уступили место этническим, а к класическим скрипкам и виолончели добавились сямисены, японский барабан тайко и флейта синобу.
В иных местах треки Sekiro: Shadows Die Twice настраивают на созерцательный лад в духе истинного буддизма. Они дышат величием и простором, без помощи кисти рисуют картины заснеженных гор, скалистых ущелий, бамбуковых рощ, среди которых прячутся острые крыши древних храмов. На смену этому приходят напряжённые боевые мотивы — и они мобилизуют без помощи головокружительного темпа или ритма, напоминающего соло отбойного молотка, а одними лишь странными, неправильными, завораживающими гармониями. Ну а темы отдельных боссов врезаются в память надолго; и хотя на двадцатую-тридцатую смерть от проворных рук какой-нибудь Госпожи Бабочки тебе уже не до того, чтобы вслушиваться в красоту в наушниках, это определённо скрашивает нужду в который раз стартовать с последнего чекпойнта.
Второе место — Devil May Cry 5
Поклонники серии Devil May Cry привыкли кромсать демонов под зубодробительный рок, и долгожданная пятая часть не стала исключением. Боевая тема Неро Devil Trigger, которую блестяще исполнили Кейси и Али Эдвардс, стала хитом задолго до релиза игры. Правда, в конце концов песню так «заездили», что она превратилась в мем — но крутости от этого не утратила, заняв заслуженное место в одном ряду с Devils Never Cry и Shall Never Surrender.
Впрочем, не Devil Trigger единым хорош саундтрек DMC 5. В нём нашлось место и гроул-року, и лирике, и синтвейву; всё это уживается удивительно органично, должным образом работая на атмосферу. Чуть меньше вкуса — и у пользователей могло бы сложиться ощущение, что звук в игре регулярно перебивает плейлист ночного клуба под окном, но треки подобрали очень удачно.
Отдельно восхищают тексты, смысловой посыл которых придаёт сюжету дополнительную глубину. В DMC это успело стать доброй традицией, но каждая из предыдущих частей могла похвастаться разве что парочкой подобных песен. Здесь совсем другая история: чтобы сосчитать треки, раскрывающие персонажей, понадобятся пальцы обеих рук. Они звучат с должным уместным пафосом и добавляют драматизма; некоторые и вовсе забираются под кожу, чтобы ещё долго всплывать в голове после финальных титров. Особенно это заметно, когда слушаешь заключительную композицию Legacy — ну как тут не зареветь?
Достойны упоминания
Если вы считаете классику скучной, Catherine: Full Body имеет все шансы это исправить. Как и Catherine 2011 года, ремастер предлагает не только оригинальные треки, которые умело подчёркивают настроение сцен или характеры героев, но и бодрые электро-каверы вечных шлягеров: тут вам и «Лунная соната», и «Ода к радости», и «Полёт валькирий».
После релиза Oxenfree, кажется, только ленивый не восторгался музыкальным сопровождением от композитора scntfc: без его потустороннего эмбиента игра утратила бы половину своей атмосферности. Неудивительно, что студия Night School пригласила его поработать и над Afterparty — и с плейлистом к приключениям школьников в неоновом аду тот справился не хуже, чем с историей о привидениях. Орган, клавесин и хор умело вплетают религиозные нотки и готический шарм в электронные ритмы, которые как нельзя лучше подходят преисподней, где демоны после опостылевших пыток отжигают на дискотеках и жалуются в местный твиттер.
Kingdom Hearts III завершила многолетнее противостояние героев с мастером Зеанортом, и душещипательный опенинг в исполнении Утады Хикару с первых же минут настраивает на эпичную, но добрую сказка. Композиторы серии Ёко Симомура и Каору Вада сделали всё, чтобы путешествие героев по диснеевским мирам стало настоящей феерией: помимо отличных аранжировок знакомых песен они постарались над новыми треками, которые вписались в историю Рапунцель, шерифа Вуди и Джека Воробья, как влитые. Умелой стилизации под оригинальные саундтреки любимых фильмов и мультфильмов можно только поаплодировать.
Этнический эмбиент от Theodor Bastard — одной из самых неординарных и талантливых групп на территории СНГ, — отлично дополнил тягучую атмосферу нового «Мора». Андриеш Гандрабур создал отличную музыку для первой части, но она несколько контрастировала с общим настроением игры. Зато в Pathologic 2 странные тибетские горны, заунывные женские напевы, в которых слышится что-то от ритуальных песнопений, и эклектичный тревожный минималистик-бит идеально вплетаются в ткань повествования. Получилось загадочно, необычно и невероятно антуражно — под стать ремейку.
Первое место. Death Stranding
В пилотном проекте своей новой студии Хидео Кодзима к саундтреку подошёл серьёзно. Хотите песни популярных исполнителей вроде CHVRCHES и Bring Me The Horizon? Держите альбом Timefall, созданный специально для продвижения игры. Соскучились по шведскому композитору Людвигу Форселлу, который отвечал за музыку в Metal Gear Solid V? Позовём его работать над Death Stranding, чтобы вы могли заслушаться потусторонней A Final Waltz или прослезиться над трогательной BB’s Theme. А бонусом пойдут треки от малоизвестной группы Low Roar, которые идеально вписались в концепт и влюбили в себя тысячи игроков по всему миру.
Создаётся ощущение, что творчество Low Roar вообще сыграло ключевую роль в создании «печального шедевра». Их треки больше других подходят детищу Кодзимы, и неудивительно: богоподобный голос Райана Каразии и нетривиальный пост-рок способствуют погружению в меланхоличную атмосферу постапокалипсиса. «Гений», в свою очередь, грамотно расставил композиции по сюжету, продолжив этим диалог с игроком. Проходя десятки километров на своих двоих, вы постоянно открываете всё новые треки, и они не только скрашивают медитативные путешествия по живописным пустошам, но и настраивают на нужный лад. В самом конце же триумфально играет I’ll Keep Coming — та самая песня из первого трейлера, с которого когда-то всё началось. И можно сколько угодно спорить о геймплее, но за пронзительность, уместность и изящное закольцовывание музыкальное сопровождение Death Stranding получает первое место и надёжно поселяется в наших плейлистах.
Естественно, мы перечислили далеко не все саундтреки, которые заставляют игроков прибавлять звук, а после финальных титров перекочёвывают в плееры. Так что вам слово, дорогие читатели! Делитесь в комментариях, какие композиции запомнились и полюбились вам. И не забывайте, что любой топ составляют люди, так что без субъективности тут никуда.