Дело труба
Для начала надо сказать, что LEGO не в первый раз обращается к вселенным компьютерных игр. И я сейчас не о плеяде сомнительных проектов TT Games, а о наборах по мотивам Minecraft, Overwatch и в какой-то степени Star Wars. Поэтому, когда я услышал о коллаборации с Nintendo, то нарисовал себе понятную картину: ударят по фанатам, выпустят коллекционные фигурки Марио, Йоши, Гумбы, Боузера и тех самых зубастых цветков в трубах, ну и добавят пару узнаваемых локаций.
Как человека, который много-много дней детства посвятил первому «Марио» на NES, меня этот расклад устраивал. Просто дорогая коллекционная игрушка: купил, собрал, поставил на полку и вспомнил через полгода, когда добрался протереть пыль. Но, нет, LEGO Super Mario делали не для меня, а с прицелом на те самые «6+», которые ставят каждой игре Nintendo.
Игры в реальность
Когда я сказал, что перед нами игра Nintendo, я не шутил: LEGO Mario переносит в реальный мир Super Mario Bros. для NES со всеми её механиками. Есть главный герой, двухмерный уровень и задача дойти до конца, собрав как можно больше монет. Не считая невозможности умереть, выглядит всё ровно так же. Марио встаёт в ту самую стартовую трубу, включается знаменитая музыка, и стартует таймер на 60 секунд. Наша цель — за отведённое время пробежаться по всему уровню и собрать максимум монеток. В конце Марио подведёт счёт… и можно начинать заново: бить собственный рекорд либо собирать компанию и соревноваться с друзьями.
Реализовано это сложновато для привычного LEGO, но очень просто с технической точки зрения. На груди Марио есть дисплей, на котором отображается текущее действие, таймер и финальный счет. В ноги встроен цветной оптический сенсор, а на кубиках размещены штрих-коды, которые дают контроллеру команду на запуск того или иного действия.
Штрих-код в зелёной трубе запускает таймер, на голове Гумбы накидывает монетку, на Боузере-младшем — пять монеток за пять прыжков, и так далее. Вдобавок в Марио встроен акселерометр: на него подвешены реакции на ходьбу (за каждые десять шагов дают монетку), прыжки, некоторые элементы уровней и падения. А оптический сенсор различает цвета: благодаря нему зелёные кубики Марио воспринимает как безопасную травку для ходьбы и сбора монеток, а красные — как опасную лаву, на которой заработанное теряется.
Звучит просто, но к этой основе LEGO с Nintendo прикрутили много разных механик. К примеру, в базовом наборе есть мельница, на которой надо прокрутить Марио, чтобы он не шлёпнулся на стол. Чем быстрее крутишь, тем больше получаешь очков, но и выше шансы упасть и потерять несколько драгоценных секунд. Или облако, на которое ты ставишь Марио и летаешь над уровнем: монеты сыплются как из рога изобилия, но падение — это «обморок» и минус время. А есть ещё знаменитый кубик с вопросом. В нём, как и в оригинальной игре, может попасться «гриб», который спасёт от падений или лавы, кучка золотых или дополнительная жизнь.
Всё это приправлено «высокими технологиями». Марио можно и даже нужно связать с телефоном или планшетом, чтобы устройство записывало каждый забег, запоминало количество собранных монеток и анализировало, на каком из элементов ты смог собрать больше всего золотых.
И это работает. Не уверен, что взрослого человека эта механика увлечёт дольше, чем на час-другой, но удовольствие от набора получаешь и даже входишь в раж. Работает каждый элемент: и ритмичная музыка с World 1-1, и ограничение по времени, которое заставляет торопиться и переживать за неудачи, и даже сложность механик.
Соревнование
В попытках собрать максимум золота пытаешься сделать как можно больше кругов на «мельнице», но неизбежно падаешь и теряешь время. Увлёкшись ходьбой по травке и халявными монетками, понимаешь, что не успеваешь пробежать куда более выгодные части уровня. Из-за этого начинаешь торопиться — и делать ошибки: то прыгаешь на лаву, то падаешь с облака, то банально не можешь пять раз отпрыгать по Боузеру-младшему, потому что второпях завалил его не на тот бок. И финальным аккордом всего этого выступает подсчёт монет.
А Марио его оттягивает как может: сначала показывает анимацию флага, задумывается и лишь потом выдаёт финальный счет. И если так вышло, что во второй заход ты набрал меньше, чем в первый, это действительно расстраивает — и ты опять закидываешь Марио в трубу, чтобы начать заново. А уж если дома собралась компания или есть дети, то тут уже не только можно посоревноваться, кто больше соберёт, но и откровенно посмеяться друг над другом.
Больше на Игромании
- Paratopic и No one lives under the lighthouse. Полноценный хоррор за 60 минут
- 15 игр для двоих на одной клавиатуре
- Как бесплатная Helltaker стала культовой сенсацией?
Необычная, но правильная, на мой взгляд, деталь: LEGO не даёт чётких инструкций по сборке уровня. Гайды есть только по отдельно стоящим препятствиям и механикам их работы. Но вот то, в каком порядке, под каким углом и как именно их собрать, полностью зависит от вас. Поэтому дизайн уровней постоянно меняется, а это определённо добавляет реиграбельности. Да и в целом, в отличие от классических LEGO с чётко прописанными правилами, заставляет шевелить мозгами.
Без планшета никуда
Super Mario — это первый набор без бумажных инструкций по сборке на моей памяти. Все гайды полностью переведены в цифру в приложении LEGO Super Mario. Как сказал главный дизайнер, так задумано, чтобы не вводить чётких правил по планированию уровней. Как по мне, это не очень удобно, особенно с учётом, что набор в первую очередь ориентирован на детей.
Хотя само приложение толковое и напоминает мобильные игры. На главном экране отображаются коллекции в виде уже собранных уровней. Нажимаешь на них — переходишь к инструкциям на 3D-движке, в которых все детали можно покрутить, приблизить или отдалить. При этом для каждого элемента есть краткое видео, показывающее, как именно с ним взаимодействовать.
Помимо этого, приложение ведёт статистику ваших забегов. Фигурка Марио подключается к планшету/смартфону, запускает подсчёт очков и показывает, за что и сколько монеток вы получили. Правда, тут есть неприятный момент: нигде не прописано чёткое количество золотых за то или иное препятствие, и до многих вещей доходишь опытным путём. Так, например, нет понимания, что происходит на лаве, что даёт дополнительная жизнь или зачем нужен «гриб», который в оригинале увеличивает размеры Марио. Возможно, это сделано специально, чтобы дети сами разбирались с механиками, но в реальности это путает.
Также замечу, что приложение предполагает некий элемент онлайн-соревнований. Когда проходишь уровень, оно предлагает тебе его сфотографировать и выгрузить в онлайн. И теоретически кто-нибудь может собрать такой же левел и попробовать побить твой рекорд. Рабочая эта схема или нет, пока непонятно. На момент тестов наборы еще не продавались, и в онлайне было пусто.
Как продаётся
Продавать всё это собираются по принцам компьютерных игр с кучей DLC: для начала надо купить базовый набор с Марио в комплекте, а потом к нему можно брать обновления. Причём это могут быть как небольшие апгрейды всего с парой новых персонажей и одним-двумя дополнительными препятствиями, так и целые уровни — правда, без стартовой трубы и финиша.
За базовый набор сейчас просят 4200 рублей. Для LEGO, тем более специальной серии в коллаборации с другой компанией, это средняя цена. И даже базовый набор позволяет построить уровень длиной почти в метр — его хватает, чтобы оценить все возможности новой игрушки.
Дополнительные наборы стоят по 1800-2800 рублей за условный сборник новых препятствий и по 3500-7000 рублей за полноценные новые уровни. Плюс примерно за 700 рублей в продаже появятся костюмы для Марио, которые добавляют новые возможности самому персонажу. К примеру, у нас на тестах был костюм кошки, который заставлял Марио мяукать и позволял собирать монетки, бегая по стенам. Также за 350 рублей будут продаваться маленькие коллекционные персонажи в закрытых пакетиках — всего их планируется десять штук.
Выводы
Проект с Nintendo — это определённо знаковая история для LEGO. Компания очень аккуратно перенесла механику видеоигры в реальный мир: сделала её не просто декоративной, а полностью рабочей. Другой вопрос — для кого предназначен этот набор. Мне, взрослому человеку, он не особо интересен в силу возраста: гораздо приятнее было бы собрать большого Марио или цветок и поставить его на полку. А у детей — тем более тех, которые еще не погрузились в мир видеоигр, — коллекция определенно вызывает восторг, но Марио им далёк, и без компании ребёнку быстро становится скучно.