Скажите мне вот что: куда делись кооперативные игры? Еще ведь совсем недавно каждый второй крупный релиз щеголял возможностью совместного прохождения, и это было здорово. Ничего не стоило схватить заскучавшего друга в охапку и прошвырнуться с ним по сюжетным рельсам какой-нибудь Saints Row: The Third, а остаток вечера провести, ломая голову над задачками в Portal 2. Даже недоразумения вроде Call of Juarez: The Cartel выезжали исключительно за счет того, что разрешали страдать вместе.
Сейчас ситуация совершенно иная. Кто-то вдруг решил, что сама идея, которую заложили еще античные люди, придумавшие консоли с двумя разъемами для геймпадов, больше не актуальна. В то время как рынок прям-таки по швам лопается от обилия «овервотчей» и «фортнайтов» всех фасонов, про мультиплеер иного, более личного сорта постепенно забывают уже и на инди-барахолках. Конечно, по-прежнему появляются жемчужины типа Divinity: Original Sin 2 – про которую мы рано или поздно все-таки расскажем, – но от былого многообразия и следа не осталось.
Как раз поэтому выход A Way Out сейчас воспринимается как целое событие. Нормальное, полноценное приключение сугубо для кооперативного прохождения, говорите? Ух, две копии, пожалуйста!
Чего-чего? Хватит и одной? Ну тогда даже заворачивать не надо, и сдачу оставьте себе.
Фактически игра недалеко уходит от формулы, нещадно эксплуатируемой Quantic Dream и поздними Telltale. Симбиоз беззубой адвенчуры с подсветкой активных точек и интерактивного кино, до отказа набитого QTE, здесь точно так же выступает в роли движущей силы истории, на которой сделан очевидный акцент.
Сюжет вертится вокруг дуэта заключенных, Лео и Винсента. Подозрительно быстро найдя общий язык, они выясняют, что оба, в общем-то, сидят по заслугам, но все равно находят виноватых и твердо решают сбежать из тюрьмы, чтобы им отомстить. А заодно, разумеется, чтобы преодолеть излюбленный путь от ненависти до несокрушимой дружбы.
При этом хвалить повествование A Way Out, по большому счету, не за что. Значительная его часть напоминает склейку из самых видных образцов кинематографа, от того же «Побега из Шоушенка» до «Лица со шрамом», и это, увы, не комплимент. Ощущением вторичности пронизан весь сценарий, пускай даже определить конкретные первоисточники удается не всегда – затхлые клише в основе тем не менее дают о себе знать. Особенно досадно, что авторской интерпретации они не подвергаются вовсе.
Тут и типичные семейные проблемы, притянутые за уши, и ярко выраженный макгаффин, без особой нужды всплывающий где-то на середине, и злодей, каждое появление которого внезапно заканчивается хладнокровным убийством, чтобы подчеркнуть его черную и безнадежно плоскую натуру. Все как по учебнику.
Сами главные герои оригинальностью тоже не блещут, представляя собой традиционный тандем из дурачка и ворчуна, но как раз благодаря контрасту характеров к ним привязываешься. Лео и Винсент – как Сэм и Макс в реалиях криминальной драмы, живое воплощение мотива про «мы такие разные, и все-таки мы вместе». Они постоянно препираются, шутят и норовят перенять лидерство, из чего рождаются не только забавные диалоги, но и интересные кооперативные взаимодействия.
Хотя предпосылки зачастую нелогичны и глупы, ситуации, в которые мы попадаем вслед за персонажами, сполна компенсируют сценарные промахи. Будь то заварушка в тюремной столовой или экстремальный спуск по реке, решать проблемы всегда нужно сообща, разделяя обязанности и координируя действия с напарником. Причем банальности вида «давай вместе оторвем кусок забора» используются крайне редко – в основном задачи, как и собственно сотрудничество, комплексны и увлекательны.
В одной из сцен, например, Винсент должен отвлекать медсестру, пока Лео утаскивает отвертку из-под носа у сонного надзирателя. В другой вы уже поочередно стоите на стреме, чтобы охрана не застукала вас за подозрительным ковырянием в стене камеры. В третьей – грабите заправку: кому-то приходится держать на мушке персонал, пока товарищ вычищает сейф. Проверять слаженность вашей команды будут часто, и выходить из подготовленных передряг совместными усилиями – удовольствие мало с чем сравнимое.
Для представителя своего племени A Way Out вообще на удивление много внимания уделяет геймплею и старается разнообразить его уникальными вставками. То стелс включат, то пострелять дадут, то автомобильную погоню устроят, а то и вовсе выпустят в локацию-хаб, где можно пообщаться с NPC или, скажем, сыграть в дворовой бейсбол. Попытавшись усидеть на пятнадцати стульях сразу, авторы явно пожертвовали тщательностью проработки подобных мини-механик – зато играется каждый эпизод по-своему, а за вечер успеваешь пережить столько событий, что голова кругом идет.
Из-за этого и не скажешь, что вечер проведен впустую. Да, интерактивное кино из игры получилось так себе: проблемы с сюжетом усугубляются неровной режиссурой, чередующей ролики уровня Heavy Rain с операторской работой времен GTA III – что, кстати, странно, учитывая кинопрошлое главного дизайнера проекта. Кое-где наверняка сказались ограничения бюджета, но местами даже маленькая команда могла и должна была сделать лучше.
В то же время A Way Out предлагает весьма крепкое приключение на двоих, аналогов которому днем с огнем не сыщешь. Отказываться от такого в мире, где соревновательный мультиплеер победил, по меньшей мере неразумно.
A Way Out
Дата выхода:
23 марта 2018
Издатель:
Electronic Arts
Разработчик:
Hazelight Studios
Жанры:
Adventure / Action / Кооператив
Платформы:
PC / PS4
В рейтинге игр:
68 место
Оценка редакции:
73 %