Близкие по духу
Серия Streets of Rage
Серия Final Fight
Серия Guacamelee!
Kung Fury
Sonic Mania
В конце 80-х – начале 90-х битэмапы были одним из самых популярных и востребованных жанров: вспомните только Double Dragon, Final Fight, Golden Axe, Battletoads, TMNT и, конечно же, Streets of Rage. Простое управление, доступный геймплей, впечатляющая графика и возможность совместного прохождения покоряли миллионы игроков. Но, когда пришла мода на 3D, жанр мгновенно сдулся.
С тех пор отголоски этой классики можно встретить в кроссжанровых играх (Yakuza, Guacamelee!), а некоторые игроки считают наследниками битэмапов слэшеры вроде Devil May Cry или God of War. Capcom выдала два интересных эксперимента с жанром – двумерную Viewtiful Joe и трёхмерную God Hand. Но если говорить о классическом 2D-мордобое с кооперативом, то удачные примеры крайне редки. Десяток лет назад это были Castle Crashers и Scott Pilgrim vs. The World: The Game, в середине 2010-х – Mother Russia Bleeds, в прошлом году – River City Girls. Microsoft ещё грозится возродить Battletoads, но видно, что по сравнению с платформерами и метроидваниями, от которых в последние годы отбоя нет, классические битэмапы – в дефиците.
Восполнить его решилась компания DotEmu, добившаяся у Sega прав на серию Streets of Rage и выпустившая долгожданную Streets of Rage 4.
Хотя мы ждали продолжения целых 25 лет, в мире игры прошёл всего десяток. Вуд-Оук-Сити захватил новый преступный синдикат, возглавляемый детьми мистера Икса, антагониста оригинальной трилогии (их, конечно же, зовут мистер и мисс Игрек). На борьбу со злодеями выходят Аксель и Блейз — бессменный дуэт бывших полицейских. К ним присоединяются юная гитаристка Черри – дочка Адама из первой Streets of Rage – и здоровяк Флойд с механическими руками, протеже доктора Зана из третьей части.
Streets of Rage 4 выдержана в духе классических выпусков, поэтому сценарий в ней минималистичный – коротенькие заставки только представляют боссов (среди которых очень много старых знакомых) и связывают между собой этапы. Игра не воспринимает себя всерьёз, но и в пародию не превращается, навевая воспоминания о боевиках 30-летней давности.
Значительную часть саундтрека написал Оливье Деривьер, композитор Alone in the Dark
Суть Streets of Rage 4 предельно проста: идём слева направо, встречаем противников – как правило, всяческих бандитов – бьём их, потом бьём подкрепления. В ход идут удары руками и ногами, броски, суперприёмы и холодное оружие, которое приносят сами враги.
Когда все противники будут побеждены, нам позволят идти вперёд. Никаких объективных причин, почему по уровню нельзя пройти насквозь, нет – это классическая условность. Которая тут обёрнута в часть механики: граница экрана считается стенкой, от которой рикошетят брошенные предметы и враги. Что открывает простор для джагглов – ведь если не дать противнику приземлиться, он не сможет перейти в контратаку! На этом строится значительная часть тактики.
А другая часть – на спецприёмах. В классических битэмапах они делались за шкалу здоровья, что сильно демотивировало к ним прибегать. Streets of Rage 4 немного изменяет эту механику: здоровье, потраченное на супер, можно восстановить, поколотив врагов, – как в Bloodborne. Но это правило действует до первого пропущенного удара. Так что приходится рассчитывать, когда именно стоит инвестировать здоровье в лишний урон, чтобы оставалась безопасная возможность отвоевать его обратно.
Сами суперы же теперь идут в количестве трёх штук: защитный и два атакующих – на земле и в воздухе. Особый интерес представляет первый – ведь в Streets of Rage блока нет, и от вражеских атак приходится уходить пешком (ну или прыжками). Защитный супер предлагает альтернативу – можно и выиграть секундочку неуязвимости, и по врагу урон нанести. Правда, если он уйдёт в молоко, то придётся бежать восстанавливать потраченное здоровье.
Есть и «ульты» — масштабные атаки на полэкрана. Они активируются за звёздочки, которых у героев по одной на уровень – но их, как и лечилки, можно выбить из декораций. Где лежат также и деньги: Streets of Rage 4 на каждый уровень выдаёт героям ограниченное количество жизней, но их число можно увеличить, набрав достаточно очков, как в старые добрые времена.
При кооперативном прохождении резонно разделить лут: один берёт больше аптечек, зато второй собирает все деньги и получает дополнительную жизнь
Главное достижение Streets of Rage 4 – в том, что она, никак не меняя оригинальную формулу классических битэмапов, не ощущается устаревшей. Во многом благодаря большей тактической глубине и отзывчивому управлению – именно этого так не хватало тридцать лет назад. Быть может, её успех вдохновит и других разработчиков попробовать себя в этом жанре?
Потому что добавки хочется уже сейчас: как и вся классика, Streets of Rage 4 крайне скоротечна и проходится буквально за пару часов. Стимул к перепрохождению есть – за каждого из героев свой стиль игры, плюс есть разные режимы и бонусные персонажи – но это всё же не «рогалик», чтобы возвращаться десятки и сотни раз. Да и за конкретного персонажа развернуться особо негде: приёмов не так много, как хотелось бы.
В случае с играми на пару-тройку вечеров, к которым Streets of Rage 4, несомненно, относится, решающую роль играет цена. В Steam игра стоит четыреста рублей с копейками – так что вопрос, покупать или нет, отпадает сам собой. Главное – друга пригласите: вместе веселее.
Порадовало
- Превосходная графика
- Отзывчивое управление
- Разнообразные герои, этапы и боссы
Огорчило
- У героев не так много приёмов
- Игра очень коротка
Как мы играли
Во что: Ключ приобретён автором
На чем: РС
Сколько: 4 часа
Ачивка редакции
«Полное погружение»
После прохождения стряхнуть пыль со старушки «Сеги».
О локализации
Игра переведена на русский язык. Ей это, естественно, не особо нужно.
Вердикт
Streets of Rage 4 – ещё одно успешное возвращение классики 90-х, коих в последнее время становится всё больше и больше. Это не новое слово в жанре и не игра, способная сделать битэмапы снова актуальными. Но для тех, кто очень скучал по старому доброму кооперативному мордобою, это отличный подарок.