Близкие по духу
A Plague Tale: Innocence
Inside
Ghost of a Tale
Never Alone
Observer
Редкая игра может похвастаться, что с самого анонса к ней испытывали исключительно тёплые чувства. Никаких скандалов, спорных решений, вопросов к стилистике… К этому кошачьему «киберпанк-приключению» — исключительно интерес и умиление.
Кажется, разработчики из BlueTwelve Studio ставили себе целью не воплотить «киберпанк мечты», а просто создать относительно небольшую, хорошую и уютную игру практически для всех. Особенно для любителей ловких и милых котят.
Так или иначе, но игру очень ждали, и ожидание того стоило.
Наступило будущее. Для кого-то оно стало довольно печальным, но наш маленький герой не унывает, бродя по свету в компании друзей. Впрочем, начальное веселье и искренняя радость игрока вскоре сменяются совершенно другими чувствами: мы внезапно оказываемся по ту сторону света и тепла, в мире роботов и тварей куда опаснее.
В такой непростой ситуации обычный человек и даже довольно умелый робот быстро бы сдались, но герой Stray не робкого десятка. Если ты знаешь, что твой путь лежит только вперёд, и где-то там впереди к тому же мелькают манящие огоньки — значит, в путь! Как можно быстрее или спокойно, созерцая знакомо-странный мир вокруг, прыгая с места на место и находя немало интересного.
К примеру, вскоре компанию нашему рыжику составит робот B-12, который будет помогать герою взаимодействовать с окружением (хотя зачастую помогать ему будем и мы — ведь у него нет острых коготков и такой наблюдательности!) и просто общаться с другими роботами. К слову, язык здесь совсем не тот, к которому мы привыкли, и даже время идёт иначе.
Типичная робо-бабушка-дизайнер.
Если с целью нашего героя всё понятно — нужно вернуться домой, к своим близким, — то порой веселят, а порой и трогают желания тех, кого мы повстречаем на пути: романтиков и прагматиков, музыкантов, уличных танцоров и отважных авантюристов, желающих, как и мы, лучшей жизни где-то там, наверху.
По слухам, где-то высоко-высоко есть Аутсайд — пусть и не земля обетованная, но там хорошо, светло и красиво. А какие там закаты, какие пляжи! Как в сказке: «Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась…»
А чьи-то мечты куда более просты: тот робот хочет найти отца (да), этим не нравятся, что за ними наблюдает «Большой Брат», а другой просто обожает музыку и хочет научиться новым мелодиям на гитаре. Пусть и роботы, но они очень похожи на нас. Не во всём, конечно, но всё-таки… Разговаривать с ними благодаря B-12 порой очень интересно.
Нет, здесь нет персонажей уровня Red Dead Redemption 2 или The Last of Us, нет здесь и диалоговой системы. Но разработчикам удалось создать симпатичные или отталкивающие образы, которые в большинстве случаев вызовут эмоциональную реакцию. Слушаешь ты того музыканта и думаешь: «Да, играет он, конечно, ужасно! Но зато как старается!».
В конечном счёте игра не заставляет (точнее, не всегда заставляет) помогать каждому встречному, но по итогу ты сам хочешь, чтобы у этих роботов всё было хорошо.
Рядом с ним можно устроиться и подремать.
Есть здесь и те, кто не особо рад нашему вояжу по глубинам человеческой цивилизации. Биологическую жизнь здесь представляют этакие хэдкрабы, прозванные Зурками. В одиночку или по двое они не представляют угрозы. Когда же их наберётся пара десятков… Что ж, бегство в данной ситуации — вполне разумное решение.
Зурки отвечают в игре за то, чтобы игрок ощутил прилив адреналина. Да, иногда от них удастся убежать, хотя какие тут порой бывают погони! Да, иногда их удастся обмануть, а иногда одолеть — и всё же тот или иной пакостник нет-нет, а присосётся к нашему герою, лишив того мобильности… А другие зурки только рады помочь ему поскорее расправиться с незваным котом.
Рано или поздно ты привыкаешь к врагам, и даже новые неприятели не кажутся тебе такими уж опасными противниками. Но прекрасно само путешествие от страха перед неизвестным к ощущению своего превосходства (ведь котики гораздо умнее, чем кажется!). Тем более что на пути между той или иной «безопасной зоной» мы пару раз всё же увидим нечто напоминающее Resident Evil или The Evil Within.
Игра не стесняется цитировать кого-то — получается забавно.
Но несмотря на отдельные хоррор-элементы, Stray — это игра об исследовании. Вселенная Stray полна тайн и вопросов, и далеко не на каждый из них мы получаем ответы. С одной стороны, грустно, что вот эта внезапная штуковина появляется в игре всего лишь на несколько секунд — так мало для столь многого!.. С другой стороны, разработчики сохраняют огромный потенциал для того, чтобы рассказать об этом когда-то в будущем.
Stray почти не требует от игрока быстрого принятия решений, хотя здесь есть несколько очень динамичных сцен, а порой ты ожидаешь, что сейчас-то и начнётся!.. Иногда начинается, а иногда нет. И из-за этого может показаться, что игра уж слишком спокойна и не бросает вызов, который мог бы удовлетворить любителя острых ощущений.
Если же настроиться на нужный лад и принять, что разработчики как следует вложились в стилистическое оформление игры и повествование через окружение, истинное удовольствие можно будет получать и в самые динамичные, и самые спокойные моменты. Мы можем не торопясь бегать по улочкам города, заметить кондиционер, запрыгнуть на него, прыгнуть ещё выше, ещё и ещё, а затем обнаружить себя на казалось бы недоступной крыше, находя неочевидный секрет…
Причём с самых первых секунд игры видно, что разработчики всей душой любят котов. Авторы создали так много действий, которые совершенно не нужны для прохождения, но позволяют передать характеры персонажей. Наш герой может устроить пакость и «сбить» случайного прохожего, а здесь он найдёт чудесное местечко, чтобы поспать и помурлыкать, а этот робот так ему понравится, что он решит потереться о его ногу.
Учитывая, что столь небольшую, но богатую на детали игру создала довольно маленькая студия, можно только представить, что было бы, если бы команда обладала большим бюджетом и возможностями. Не было бы и багов (которые, скорее, веселят, нежели мешают прохождению), и странной физики (например, наш суперкот может заставить чуть ли не летать всё, что не прикручено). Но хочется верить, что найденные проблемы исправят — или же оставят кое-что в качестве забавной фичи.
Мечтают ли роботы об открытом небе?..
Европейские разработчики зачастую радуют нас красивыми и хорошими играми, и Stray в этом плане (да и в чём-то геймплейно) напоминает A Plague Tale: Innocence, приятно удивившей многих три года назад. Эти приключения кота могут понравиться и вам, и вашим родителям, и вашим детям — они точно будут в восторге от главного героя. А с довольно простыми загадками они и вовсе могут справиться даже лучше вас!
В конечном счёте Stray, не претендуя на то, чтобы быть величайшей видеоигрой всех времён и народов, лучшей игрой поколения или просто игрой года, вполне может побороться хотя бы за последнюю награду, как до этого успешно боролась It Takes Two. Это приключение дарит яркие и положительные эмоции, оставляя после прохождения желание узнать больше и о герое, и о мире игры.
Порадовало
- очаровательный главный герой;
- простая, но цепляющая история;
- симпатичные персонажи;
- прекрасная атмосфера;
- увлекательный геймплей.
Огорчило
- порой проседающий темп повествования;
- вопросы без ответов;
- хотелось бы больше разнообразных врагов.
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: PC.
Сколько: 8 часов.
Ачивка редакции
Гроза вечеринок
Стать завсегдатаем местных баров и сбрасывать все бутылки со столов на пол. Да и не только бутылки!
О локализации
Текст в диалогах, описании и необходимом для прохождения окружении хорошо переведён на русский язык. Озвучка роботов и котов превосходна.
Вердикт
Прекрасное приключение, авторы которого любят и своё творение, и своего героя. Такая искренность по отношению к жизни не может не подкупать. Так что не полюбить Stray действительно очень сложно!