С момента выхода первого тизера Atomic Heart прошло более пяти лет. Студия Mundfish, вдохновляясь в том числе играми вроде Fallout, BioShock и Doom, не спешила с разработкой и поначалу намеревалась создать что-то очень даже масштабное. Впрочем, планы менялись, кое-что разработчики удаляли, а кое-что доводили до ума — и теперь экшен наконец выходит на консолях и PC
Но какой получилась столь ожидаемая игра? Смогла ли Mundfish создать действительно качественный и увлекательный продукт? Занимаем места в этом фантастическом поезде, мчащемся в альтернативную вселенную. И, рассказывая об игре, начинаем с фона и истории.
Выбираем уровень сложности — и в путь!
Альтернативное прошлое и его герои
Казахстан, 1955 год. Где-то здесь власти СССР разместили амбициозное Предприятие 3826. И за последние годы его руководство достигло невероятных успехов. Учёные фокусировались на разработке роботов и киборгов, взаимосвязи людей и машин, а также на биологических экспериментах. Где-то внутри Предприятия, которое состоит из нескольких масштабных комплексов, уже давно зреет зло. Но пока что мы видим лишь восхитительную красно-солнечную картину, показывающую достижения СССР.
Так, страна уже давно покорила космос и планирует колонизацию Луны и Марса, роботы активно помогают людям по хозяйству, а советские граждане развиваются интеллектуально и физически куда быстрее, чем жители капиталистических стран. При этом сами страны Запада активно закупают роботов, а в СССР только рады международному признанию, намереваясь увеличить объёмы поставок… Казалось бы, всё хорошо, но вы уже знаете, что скоро всё изменится.
Вечеринка закончилась.
Незадолго до трагедии, которой обернулся запуск системы «Коллектив 2.0», на парящий в небе комплекс Челомей прибывает главный герой. Майор Сергей Нечаев, один из самых верных сторонников и агент профессора Сеченова, непосредственного руководителя Предприятия.
О прошлом Нечаева, или же агента П-3, мы знаем очень мало. Более того, и сам майор не особо в курсе, чем он занимался до смертельно опасного ранения. Зато он верит в Сеченова и готов ради «Волшебника» (таков позывной учёного) сделать всё, что тот скажет. Убивать. Уничтожать. Или сохранять то, что нужно.
Разумеется, подобная преданность, как и сама природа П-3, не может не вызывать вопросов, и геймеры сразу же начнут делать предположения. Человек это или машина? Сохранил ли он контроль над собой или, услышав «Будь так любезен», сделает то, что нужно Гудвину в его Изумрудном городе? И вообще: верит ли он в то, что сам говорит и думает?.. Разработчики сохраняют интригу практически до самого конца.
А вот и сам Сеченов.
Нечаев при этом предстаёт перед нами далеко не самым приятным персонажем. Болтун. Грубиян. Задира. Не большого ума человек. И почему майор? Ему можно было бы дать разве что сержанта за личные качества и способность убеждать большинство окружающих (о, как много глупостей творят здесь все вокруг — вплоть до Сеченова). Но майора?.. Ладно, допустим. За заслуги.
Впрочем, справедливости ради, наш герой далеко не так прост, каким может показаться. От других его отличают как минимум две особенности: усовершенствованное Сеченовым тело, которое стало крепче и сильнее обычного, а также удивительная перчатка ХРАЗ.
«Хранитель знаний», способный и поддержать беседу, и дать нужный совет, и взломать замок, и справиться с врагом. Удивительно, но и у этого интеллигента, с которым постоянно будет препираться Нечаев, тоже есть своя история, непосредственно связанная с основным сюжетом.
Стараемся за ограниченное время зажечь зелёные огоньки. И Сезам откроется!
Два слова о сюжете (без спойлеров)
Разработчики Atomic Heart сфокусировались прежде всего на геймплее, и о нём чуть ниже, но в игре есть и какой-никакой глобальный сюжет. Он довольно предсказуемый, а также почти во всём линейный. Главного героя то и дело просят сходить сюда и сделать это, потом отправиться туда и сделать то… Мы глазами Нечаева наблюдаем происходящую катастрофу и всё больше узнаём, из-за чего всё началось. Чтобы самостоятельно написать финал этой истории.
Истории простой, как прямая линия, но в определённый момент делающей внезапный финт ушами. И не уверен, хорошо это или плохо. Предпосылки были. Но автор этих строк не предполагал, что всё сложится именно так. Очевидно, разработчики всё продумали и намеренно приняли те или иные решения, которые кажутся как минимум спорными.
Красивый музыкальный торт
Отдельного внимания в Atomic Heart заслуживает и визуально-звуковое оформление. Начнём именно с картинки, которая в основном радует глаз. Особенно в местах, которые создавались с большим вниманием к деталям. Самый яркий пример — дом экстравагантной бабы Зины, который наверняка впечатлит вас и внешним обликом, и внутренним убранством. Нельзя не отметить и отдельные комплексы, как, например, ВДНХ, который радует с самого входа. А какой здесь Театр!
Но хватает игре и очевидных недочётов, в том числе прогружающейся прямо на глазах картинки или зависающих в воздухе предметов. Порой враги застревают в текстурах врагов или появляются прямо из ниоткуда. Проблемы эти далеко не частые (за исключением разве что самой первой), но заметные. Огорчает и анимация (прежде всего, лицевая) персонажей. В особенности это относится к Ларисе Филатовой. В остальном же картинка сочная и радующая своим колоритом и стилем.
ВДНХ и Театр.
Пара слов и о музыке, которая представлена здесь прежде всего классическими советскими композициями второй половины прошлого века. Впрочем, по большей части все они опережают своё время: действие игры разворачивается в 1955-м, а по радио звучат песни 1960-х, 70-х и 80-х. Более того, есть и музыка 90-х! Как же это возможно?
Разработчики объясняют всё тем, что на Предприятии есть особый отдел, занимающихся прогнозированием будущего. В том числе музыки, которую будут слушать через 20-30 и даже 50 лет. Всё это пытаются свести к чистой математике, находя объяснения и парадоксам, выплывающим из самой концепции музыки будущего. Ох уж эти шутки со временем…
Однако, когда нужно, знакомая советская мелодия уступает место ремиксам или драйвовым композициям Мика Гордона, знаменитого по музыке для игр Doom и Wolfenstein. В самый раз для жарких сражений с кучей врагов или местными боссами, если вдруг расслабился и уж излишне вольготно развалился на своём стуле или кресле!
А порой Atomic Heart «включает» классику — и ты испытываешь подлинное эстетическое удовольствие. Куда большее, чем от «миковщины» (как говорит геймдиректор Роберт Багратуни), хотя тут дело вкуса.
По радио всегда играет что-то хорошее.
А вишенкой на музыкально-визуальном торте Atomic Heart служат многочисленные отсылки, которые не расскажут ничего нового тем, кто не знаком с первоисточником, но точно попадут во многих других игроков. Смотришь, слушаешь, читаешь и порой думаешь: «Восторг!».
Но что вызывает в авторе далеко не светлые чувства — что-то вроде кринжа, — это постоянные сексуальный подтекст и намёки, от которых ты никуда не уйдёшь (и ладно бы это было в центре Амстердама, но ведь действие игры разворачивается в послевоенном СССР!). Словно сценарий писали подростки, хихикающие от того, насколько «шикарной» получилась очередная двусмысленность ещё одной фразы.
И не раз автор обзора ловил себя на том, что его ладонь со всё большей скоростью тянется ко лбу. Настолько это дешёво… И для кого всё это нужно? Или для чего? Для эпатажа? Для привлечения внимания молодой аудитории? Что ж, если разработчики посчитали, что так нужно, это их дело.
Геймплей, боссы и враги
Когда в ноябре журналистам позволили немного поиграть в Atomic Heart, игра показалась очень сложной. Справиться с одним базовым неприятелем не составляло труда, но группа врагов уже делала продвижение вперёд крайне проблематичным. Не особо помогали даже аптечки в инвентаре. Помня об этом, я готовился к мучениям и в финальной версии игры. Но, может быть, разработчики прислушались к отзывам, и играть на средней сложности стало заметно проще.
Что представляет собой геймплей Atomic Heart в отрыве от сюжета? Мы либо сражаемся с неприятелями (будь то роботы или «мутанты»), либо решаем головоломки, либо ищем что-то важное и собираем ресурсы. Последние требуются для изготовления нового оружия или улучшения старого, а также развития героя (больше здоровья, вместительнее инвентарь, меньше урона при падении и т.п.) и его перчатки (к примеру, способности замораживать врагов или создавать щит вокруг себя).
Собирать ресурсы можно как с поверженных неприятелей, так и при обыске шкафов, столов, сундуков и иных объектов окружения. Что-то полезное (или опасное) можно увидеть, зажав и удерживая отдельную кнопку. Подходишь к месту скопления лута и благодаря перчатке начинаешь примагничивать к себе все содержащиеся там вещи. Со временем к этой системе привыкаешь и понимаешь, с какой скоростью нужно двигаться и куда смотреть, чтобы собирать ресурсы как можно быстрее.
А потом, набрав полные карманы нейрополимеров, биоорганики и металлов, приходишь в уютную комнатку, где можно сохраниться (лучше делать это почаще) и заняться крафтом. Кроме того, важно обращать внимание на то, что находится в инвентаре: там должно быть достаточно патронов и как минимум несколько аптечек. Особенно если впереди ожидается босс или кто-то опаснее.
По телевизору то и дело показывают «Ну, погоди!».
Боссы в Atomic Heart представляют собой как правило крупных противников с огромным здоровьем и, например, какой-либо очевидной слабостью. Если же таковая не находится, мы просто подбираем способ нанести по противнику урон, не подставляясь под удар. Но какими бы большими ни были боссы и какими разнообразными ни были бы их атаки, всё же они кажутся куда менее грозными, чем несколько рядовых врагов. Особенно на очень ограниченных участках.
Сражаясь с превосходящими силами врага, нет ничего проще, чем постепенно избавляться от них. В ход идут всевозможные атаки: и в ближнем бою, и с помощью перчатки, и благодаря энергетической пушке с огнестрелом (можно носить два типа за раз). Но когда даже трое относительно стойких противников зажимают тебя в углу, не спасают ни щит, ни прыжки, ни увороты. Бесконечный спам атак превращает тебя в лёгкую жертву не самых сильных робо-монстров.
А если к этой компании злодеев присоединяется кто-то вроде здорового Плюща, обладающего огромной скоростью и мощными атаками (запускающими QTE), можете сразу загружать последнее сохранение. Когда за вами гонятся сразу трое таких монстров, как бы вы ни были хороши, не увернётесь хотя бы от одного из их ударов.
Плющ обыкновенный. Вцепился и не отцепится, пока вы не пройдёте проверку QTE.
К счастью, разработчики реализовали хорошую систему сохранений: безопасные комнаты встречаются довольно часто (хотя про желании можно отбежать назад и сохраниться в ранее посещённом месте), есть и автосохранения. Поэтому как минимум на нормальном уровне сложности вы не будете терять много времени, пробиваясь сквозь толпы врагов. Хотя попотеть, конечно, придётся.
Для дополнительных ресурсов или улучшений оружия герою предлагают отправиться в путешествие по миру игры. Агрессивных роботов здесь тьма тьмущая, да и почти везде свои полезные секретики. Если действовать с умом и не поднимать тревогу, можно неплохо прокачать персонажа и отточить свои боевые умения. В конце концов, Театр никуда не денется, а те Вовчики, так удачно вставшие в линию, словно ждут моего автомобиля!..
Отдельно отметим, что бездумно сражаться с врагами как минимум поначалу не выйдет: нужно понимать их слабости и сильные стороны. Кто-то хорошо бьётся вблизи, другой неплохо замерзает, а у этого высокая защита от огнестрела… Приноровившись, вы будете знать, с каким оружием наперевес идти дальше и как можно было бы хорошо прокачать перчатку.
Именно геймплей Atomic Heart доставляет больше всего удовольствия. Играть было бы чертовски приятно и без простенького сюжета, и без мира игры, и без ярких персонажей вроде бабы Зины… Во время прохождения встретилась и пара неприятных багов: один потребовал загрузки последнего сохранения, а другой попросту выключает игру. Будьте осторожны во время стелса!
В сети нашлось и немало тех, кто видел в игре то или иное политическое высказывание. Мол, да ведь они идеализируют и восхваляют СССР! Им противостояли: постойте, но ведь авторы демонстрируют ужасы системы, в которой очень многое даётся очень немногим…
Геймдиректор Роберт Багратуни ещё в интервью в 2018 году заявлял, что в Mundfish «не думают ни о каком политическом контексте при разработке Atomic Heart». Поэтому лучший способ смотреть на экшен — как на произведение, не несущее какого-либо смысла само по себе, поскольку смыслом его наделяет смотрящий.
Создатели Atomic Heart поставили себе цель развлечь игроков и ненадолго перенести их в фантастический 1955-й. С обоими пунктами они определённо справились. Но теперь, побывав в альтернативном прошлом, ты даже немного рад вернуться назад в будущее.
Порадовало
- Атмосфера;
- В основном отличная музыка;
- Увлекательный геймплей;
- Разнообразные враги;
- Головоломки.
Огорчило
- Главный герой;
- Глупы почти все персонажи;
- Простые боссы;
- Неуместный сексуальный подтекст;
- Баги и вылеты из игры;
- Простой сюжет игры и странный финал.
Как мы играли
Во что: ключ предоставлен разработчиками.
На чем: PC.
Сколько: около 17 часов на нормальном уровне сложности.
Ачивка редакции
«А мне многого не надо!»
Пройти игру со стартовым набором оружия (топор, дробовик, Электро).
О локализации
Игра полностью на русском языке.
Вердикт
Atomic Heart могла быть куда лучше и совершеннее, но студия Mundfish проделала большую работу и справилась с главным — смогла увлечь и развлечь.