Приветствую тебя, путник. Пройдись со мной по дивному саду, отдохни в тени олив, и я поведаю тебе историю. Историю о лишениях и подвигах, о семье и предательстве, о гринде и лутбо… кхм-кхм.
На соперничество с «Илиадой» я, разумеется, не претендую, но полагаю, что справлюсь с задачей хотя бы не хуже Гомера из Спрингфилда.
Вам уже наверняка известно, что Assassin’s Creed воспрянул духом, конвейер заработал на прежних оборотах, а ребята из Ubisoft Quebec, отметившиеся спорной, но обаятельной Syndicate, уверенно покоряют новую для серии историческую эпоху, оставляя прошлогодние песчаные барханы с пирамидами далеко позади… Ну, или впереди, ведь технически события новой части разворачиваются за несколько веков до увиденного нами в «Истоках». Теперь перед игроком во всей красе предстаёт Древняя Греция в самый разгар Пелопоннесской войны. Да-да, той самой. Загуглили? Славно, ведь делать это вам придется и дальше. Причем чем чаще, тем лучше.
Видите ли, несмотря на то, что рекламная кампания преподносила Assassin’s Creed Odyssey как некое «тру»-погружение в историческую эпоху, в саму игру забыли добавить даже кратенькую энциклопедическую сводку о том, вокруг чего крутятся сюжет и наш герой.
При этом персонажи в диалогах ведут себя так, будто все мы прекрасно помним, в чём там суть конфликта Спарты с Афинами и кто такой Терей. Быть может, я совсем уже одурел со своими видеоиграми, но сдаётся мне, что далеко не я единственный в какой-то момент воскликнул: «This is madness!» и отправился повторять учить матчасть.
Раньше справочной информации в серии было в избытке — ты порой и не видел в очередной каменной развалюхе ничего примечательного, а игра тебе: «Да ты чего! Это же самый знаменитый памятник архитектуры! Тут тако-о-е творилось…» Теперь же степень пресловутого «погружения в эпоху» частично зависит от желания игрока лишний раз сделать перерыв и полистать пару энциклопедий… ладно-ладно, «Википедию» — дайте поромантизировать немного, а! Однако вознаграждение за труды гораздо ценнее любого лута, что можно содрать с поверженного противника.
Игра многократно расцветает, когда громогласные Парфенон, Перикл, Коринф и далее по списку перестают быть эхом школьной программы или детских посиделок с книгой о мифологии, обрастая деталями исторических хроник и описаниями хитростей быта того времени.
Известно, что позже будет введен особый энциклопедический режим, как это было в Origins, но почему никого из ответственных не посетила мысль, что «дорога ложка к обеду»? Непонятно.
Так уж вышло, что влиться в «Истоки» мне так и не довелось, так что этот обзор будет с позиции игрока, для которого нынешний облик симулятора вышек всё ещё в новинку, а потому и сравнений с прошлогодней частью ждать не стоит. Я отношу себя к числу почитателей серии, но после нескольких «пролётных» AC подряд веры в то, что жонглирование другими жанрами приведёт к чему-то хорошему, у меня не было — особенно учитывая, что у Ubisoft первый блин по традиции комом. Тем примечательнее тот факт, что Odyssey сумела развеять мой неоправданный скептицизм.
Итак, с чем же сталкивается игрок сразу после теплого приветствия доисторической Греции? В первую очередь, с сюжетом, который в этот раз повествует о потомках царя Леонида — того самого бородатого спартанца, что эпично выпинывает людей в пропасти. Этим он, кстати, и здесь активно промышляет.
Выбирать придётся между братом и сестрой, и хотя кажется, что выбор этот чисто косметический, уже гуляют слухи о том, что каноничным является прохождение именно за женского персонажа. Тут уж как у кого душа лежит — лично я не смог устоять перед привлекательностью Кассандры и довольно быстро сжился с портретом «девушка-воитель во времена до н.э.». Тем более что интернет-расследование установило: женщины Эллады порой действительно не гнушались взять оружие в руки, и не амазонками, оказывается, едиными. Вот так вот, ворчуны. Приберегите свои обвинения в феминизме — лучше исторический контекст подучите!
Вы не поверите, но в этот раз наш протагонист не записывается в мстители по личным обстоятельствам — в кои-то веки Ubisoft решили придержать свой излюбленный шаблон, так что сценаристам пришлось работать, не жалея себя. И ведь умеют, когда стараются: история, пусть и не хватая звёзд с неба, не раз отметится неожиданными поворотами, да и в целом послевкусие остаётся приятное. Если только вы не упустите нить повествования, набивая уровень для того, чтобы скорее приступить к следующему сюжетному акту.
Отсюда вытекает главная проблема. Вкладка «Магазин» в меню существует неспроста — без продающихся там бустеров опыта и денег ваша личная Одиссея порядком затянется. Игра поистине огромна и изобилует всякого рода активностями, но геймдизайнеры сделали всё, чтобы на ее прохождение ушло гораздо больше времени, если вы решите не платить за навязанный комфорт.
Весьма иронично, но в игре, которая хочет принадлежать к свободолюбивому по природе своей жанру RPG, нас постоянно пытаются этой самой свободы лишить, то и дело диктуя, как и в каком порядке исследовать этот мир. Так, например, несколько раз обнаруживается, что ты не можешь просто взять и тут же начать новый сюжетный акт, потому что рекомендуемый уровень следующего задания вырос сразу на несколько пунктов, а это значит, что даже самый рядовой противник будет восприниматься как босс из Dark Souls.
Можно было бы стерпеть, учитывая масштабы мира и количество построек, гробниц и сайд-квестов, находить и изучать которые невероятно интересно. Однако тут выясняется, что и все локации имеют рекомендуемый уровень, прямо как в этих ваших MMORPG, поэтому на большей части местных просторов вам будут не рады.
Вот и выходит, что есть огромная карта, есть куча любопытных мест, куда хочется отправиться, а посетить их ты не можешь — сначала нужно хорошенько набить опыта в «подходящих» локациях. Это просто самый эпичный выстрел себе в колено, что я только видел! Тебе запрещают самостоятельно исследовать мир и в то же время регулярно вытягивают из течения сюжета на поиски чего-нибудь, что поднимет тебя на достаточный для следующей серии уровень. Стоит ли говорить, как из-за этого страдает динамика повествования?
Я думаю, что эта… особенность, вкупе с сильно измененным обликом серии, может отпугнуть немало старых фанатов. Досадно, ведь они упустят одну из самых захватывающих частей в истории Assassin’s Creed! Уж не знаю, как так выходит, но если найти в себе силы пробиться через этот карнавал наглости крупных корпораций и суметь поймать правильный ритм, то удивительным образом обнаружится, что от игры просто невозможно оторваться. Заявляю это на правах человека, который почти целую неделю банально не выходил из дома дальше пары сотен метров и сознание которого едва ли не полностью перенеслось во времена туник, пантеона богов и прочих амфор с фресками.
Эпоха передана во всей её исключительной красоте. Гуляя по улицам виртуальных Афин, невольно поражаешься тому, какая же это была великая цивилизация и как много важных для человечества вещей зародились именно здесь: наука, медицина, драматургия, ораторское искусство, демократия — это лишь несколько примеров с поверхности. Конечно, доподлинно неизвестно, как всё выглядело на самом деле, поэтому трудно оценить степень художественной фантазии при визуализации облика городов, но как же хочется верить, что так всё и было!
Тем не менее, как можно справедливо заметить по названию, Assassin’s Creed в первую очередь игра про убийц, поэтому важно рассказать о том, какими средствами нам предстоит вершить свою историю. Новая боевая система целиком и полностью является смесью чужих идей, удачно, хоть и совсем не идеально, переплетенных между собой. Тут вам и полный набор ощущений от легендарного мерила всея индустрии в лице третьего «Ведьмака», и уродливая сестра-близнец «Немезиды» из Shadow of Mordor, и — внезапно! — немного Bayonetta в виде кратковременного «слоу-мо» при удачном уклонении от удара неприятеля.
В целом это добавило сражениям больше глубины, но почти полностью погубило былую зрелищность и грациозность, превратив битвы в одновременно хаотичное и медлительное размахивание клинками. Ну, и про тупость искусственного интеллекта не забывайте — это у игры наследственное. Стражники не умнее табуретки уже как родные, ей-богу.
Система лута напоминает гибрид Destiny 2 и любой фэнтезийной RPG а-ля Diablo. Снаряжение имеет разные степени редкости, и чем диковиннее предмет, тем щедрее он наделен особыми атрибутами вроде «+5 к здоровью» или «+10 к урону по спартанцам». Как и в Destiny, любимую шмотку можно подтягивать до актуального уровня и не расставаться с ней хоть до конца игры, но ресурсов на такое удовольствие понадобится немало. Впрочем, если вдруг станет лень снова искать железо и древесину, благородные ребята из Ubisoft всегда готовы «сэкономить» ваше время за дополнительную плату.
Казалось бы, все атрибуты на месте, только вот уже к середине игрового пути, когда ты определился со стилем ведения боя, становится понятно, что весь этот ворох «статов» по сути и не нужен. Главное — следить, чтобы снаряжение на вас было плюс-минус актуального уровня, а остальное это уже напускное желание казаться глубже, чем есть на самом деле. Вот что недоглядели у коллег, так это трансмогрификацию, которой тут так сильно не достает: порой просто не можешь совладать с собой и оставляешь на герое слабую шмотку просто потому, что новая ну ника-а-ак не вяжется со всем остальным.
Плавно перетекая к итогам, хочется почти что в равной степени как похвалить игру, так и дать ей хорошего подзатыльника — настолько порой обидно натыкаться на те проблемы и шероховатости, которых так легко можно было избежать. Многие элементы будто бы намеренно недожаты, чтобы в последующих играх было чему расцветать — обиднее всего в этом плане выглядит концепт разделения локаций на сферы влияния.
Вроде как война в разгаре, вроде как можно саботировать ситуацию в регионе и провоцировать массовую бойню за территорию, но по факту это ни на что не влияет, а сами битвы «стенка на стенку» быстро начинают восприниматься не как что-то эпическое и важное, а всего лишь как ивент, в конце которого тебе дадут деньжат и редкий предмет экипировки.
А еще нет никакой системы репутации. Вы можете присягнуть на верность одной стороне конфликта, а после за первым же углом перерезать их крепость, попутно взяв пару контрактов на уничтожение флота, чтобы в решающей битве всё равно выступить под их знаменами и победить. Вот такая вот она, жизнь наемника — беспринципная и бестолковая.
Assassin’s Creed Odyssey — проект невероятных масштабов, в который хочется погрузиться с головой. Да, это совсем не та игра, что была ранее, но так ли это плохо? Серия наконец-то вышла из состояния стагнации и самокопирования, по-видимому пытаясь медленно двигаться к ответственному шагу и в итоге вырасти в полноценную ролевую игру. Пожелаем же ей удачи, а крупным издателям — адекватности в стремлении заработать денег на популярной франшизе.
Стоит играть, если я предыдущие 10 частей не прошел? В игре будет Альтаир?