Life is Feudal: Forest Village – это игра про счастье. А также про отсутствие оного и про тот факт, что жизнь будет идти своим чередом, несмотря на то, что ты несчастлив. Жизнь продолжится, даже когда на тебе истлеет последняя одежка и когда у тебя сломается последний молоток. Продолжится, когда твое село за год зарастет вековыми деревьями, среди которых будут сновать волки и медведи. И ты, кстати, сам тоже не умрешь, просто настроение у тебя будет так себе.
Главное — это построить палатку грибника, лесозаготовку и рыбацкий причал. Мы сегодня не только в лесу, но еще и на острове.
Что нужно любителю экономических стратегий для счастья?
Прежде всего — песочница. Дикая строительная площадка, на которой растут луга ресурсов, на которой пасутся стада ресурсов и в которой закопаны залежи ресурсов.
FV расставляет декорации на удовлетворительно с плюсом. Плюс – за щедрость. Спросишь у генератора карт здоровенный кусок земли, чтобы вообще не переживать за нехватку площади под застройку, и генератор насыпет тебе в море столько чернозема, что в общем-то с дебютного острова никогда и не слезать. Только строить, строить, строить и строить все новые районы, проектировать средневековые магистрали и огораживать охотничьи угодья.
Все минусы же — за непреодолимую скучность ландшафтов.
Картам нужна изюминка. Какой-нибудь центр притяжения. Скажем, раз уж мы на острове, пусть иногда генератор выдает песчаные бухты. Или наоборот, крутые скалистые берега, с которых будут бросаться на камни ведомые злым роком и недоделанными алгоритмами медведи. Или пусть в чаще леса время от времени будет встречаться торфяное болото. Или просто озеро с карасями. Или совсем тупой овраг, поросший какой-нибудь дикой малиной. Что-нибудь, до чего мне захочется дотянуться рукой цивилизации. Захочется построить на одинокой прибрежной скале хижину отшельника, захочется обустроить в бухте целый Порт Рояль, захочется облепить озеро рыбацкими халупами.
Нет, ничего нет. Только здоровенный кулич земли с деревьями и однообразными берегами. Счастье было рядом, но прошло мимо. Но – и так переживем.
Ведь дальше начинается собственно стройка, и вот тут уже полный порядок. Разнообразных кубиков в конструктор идеального средневекового города отсыпано полно. Пиксельные крепостные о реальном феодализме не знают решительно ничего, и поэтому все как один думают жить в полном достатке: регулярно есть мясо, одеваться в меха, работать стальными орудиями и жить в коммунальных особняках. Forest Village инфантильным неучам подыгрывает. Клиент засунул в строительную панель сразу все, от двухместных шалашей и хижин собирателей подножного корма до целой пивоваренной производственной цепочки и металлургической индустрии.
Судя по всему, судьба уготовила моим подопечным великое будущее, в котором вчерашние селяне без ничего доминируют во всех мыслимых сферах человеческой деятельности и решают судьбы мира, сидя у себя дома на непотопляемом крейсере. Осталось только собрать сто тысяч миллионов тонн полезных циферок ресурсов и построить мечту конунга на скорости х10.
В конце концов, нам никто не мешает. Вообще. Успех лесной деревни настолько крепко заключен в руках геймера, что от неизбежного успеха хочется просто выть.
Представим, что мы быстренько проскакали прямолинейный аки лом обучающий режим, разочарованно вздохнули, не найдя в игре кампании, и запустили обычную карту со стандартными настройками. Что может испортить нам безмятежную игру? В теории, есть целых два способа растерять селян. Их можно или не кормить, или оставить на Новый год без отопления.
Кажется, все. Больше лесных человечков ничем не пронять. Они будут ходить в лохмотьях, бить камни и рубить дрова руками, питаться исключительно рыбой и грибами, ненавидеть свою жизнь, но продолжат работать и размножаться. Настолько суровых людей боятся даже дикие звери. Максимум, что позволяют себе бурые медведи, серые волки и прочие кабаны — это исключительно мирные экскурсии по центру лесной цивилизации.
Проблемы же отопления и пропитания решаются в стиле браузерных тайкунов. На старте партии закладываются постройки, штуки четыре-пять. Дальше выделяется команда строителей, и, если не выкручивать таймер, то на ближайшие 20 минут все, можно идти заниматься другими делами. Затем нужно распределить жителей по новым рабочим местам, и теперь совсем все. Дальше крестьяне живут сами по себе, проедают выданные в начале игры излишества, перестают радоваться понедельникам, но не сдаются.
В порядке эксперимента я предоставил запертых одновременно в лесу на острове людей самим себе и ушел в кино. И знаете, ничего особенного не случилось. Покинутые правителем лесники без особенных проблем справились с задачей пережить два цифровых года. Построить себе пару новых домиков, правда, никто из них не догадался, поэтому в придачу к вегетарианству и прочему аскетизму несчастным пришлось освоить еще и целибат.
Тут счастье покинуло уже меня. Строго говоря, главный вызов любой экономической стратегии (а именно — постройка самодостаточной устойчивой к внешним угрозам системы) был преодолен за десять кликов и двадцать минут распития чаев. Я оказался не нужен Forest Village.
Такая игра, в свою очередь, оказалась не нужна мне. Потыкавшись пару минут в главное меню, я все-таки смог отыскать в Forest Village какую-никакую, а настоящую головоломку. Клиент презентовал мне новый дебют, с одной стартовой палаткой, всего двумя жителями и ограниченным запасом базовых ресурсов.
Что именно и в каком порядке надо делать, когда у тебя нет вообще ничего и никого, ни разу не очевидно, и эта единственная загадка бытия FV заставляет играть в игру на самом деле. Беда в том, что настоящая елочная игрушка, заключающая в себе настоящую геймерскую радость, в игре ровно одна. Ты выяснил, что в лесу проходит за Е2-Е4 — сильно не сразу, да, но все равно — и победил. А обещанные пивоварни, пекарни, поля пшеницы, радостные зажиточные бюргеры… рано или поздно они придут, стоит только захотеть.
Life is Feudal: Forest Village – это, напомню, игра про счастье. Гипотетическое счастье, которое приходит, когда ты решаешь все местные экономические ребусы, которых нет, и все-таки умудряешься выстроить жизнеспособное село, которое давным-давно в состоянии зимовать и без тебя.
P.S. Если совсем скучно, Life is Feudal всегда дает поиграть за каждого отдельного гражданина. И лично убить медведя одной стрелой, затем два раза сходить от недоразделанной туши до склада и обратно. Удовольствие — умопомрачительное.