В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.
Студия Daedalic Entertainment успела завоевать уважение и заработать кредит доверия игроков — не хитами, которые обеспечили тысячам геймеров бессонные ночи, но упорным и успешным трудом в не самых популярных жанрах. Признанная серия квестов Deponia ей удалась однозначно, но теперь немецкая команда взялась за жанр RTS. И на стадии разработки из Германии донеслись громкие заявления: своей стратегией A Year of Rain Daedalic собирается встряхнуть умирающий жанр.
Сейчас распиаренный проект находится в раннем доступе, и пока знакомство с ним оставляет больше вопросов, чем ответов. Он едва ли сможет чем-то удивить, зато успешно напоминает о другом культовом представителе жанра. А именно об одной из лучших стратегий за всю историю видеоигр — Warcraft 3: Reign of Chaos.
Куда приводят мечты
A Year of Rain не просто похожа на Warcraft 3. Если вы помните историю бестолкового принца Артаса, то проект Daedalic кажется её зеркальным отражением. Речь даже не о заимствовании, а о прямом копировании: о проекте Blizzard здесь напоминает буквально всё, от основ механики до мелких деталей. Управление, важная роль героев, их прокачка, дополнительные задания, сбор предметов из разбитых ящиков — всё оттуда. Ветераны жанра могут прослезиться, увидев у местной леди-паладина заклинание «Возложение рук»: именно таким Артас лечил своих солдат, пока не съехал с катушек. Даже в инвентаре те же шесть слотов под предметы!
При щелчке по каждому юниту внизу появляется его анимированная картинка. Ага, это мы уже видели
В игре представлены три фракции, которые также не блещут оригинальностью, — а ведь в RTS это очень важно. В подзабытой Universe at War: Earth Assault набор враждующих сторон сумели сделать оригинальным и запоминающимся. Британская студия Creative Assembly продемонстрировала образцовую работу с ассиметричными армиями в Warhammer: Total War. Здесь же всё стандартно и скучно: рыцарский Дом — привычный набор латников, паладинов и суровых гномов; нежить — она и в немецких играх нежить, так что встречайте могучие машины убийства без лишних эмоций. Фракция Изгоев — этнические меньшинства, обиженные судьбой: практически те же орки, только с примесью фэнтезийной экзотики.
Для каждой из трёх фракций можно выбрать одного из трёх героев. Неожиданностей и здесь не припасли
Если вы хоть раз запускали любую RTS, можете смело пропускать обучение: ничего нового там не расскажут. В Year of Rain вас ждут исключительно знакомые занятия. Экономика проста, но важна, а главная её особенность — быстрая истощаемость ресурсов (да, ещё один привет злоключениям Артаса). Так что придётся неустанно контролировать каждого простого работягу.
Впрочем, если на секунду забыть о напрашивающихся сравнениях, стратегия выглядит и играется неплохо. Очень невысокий порог вхождения идёт ей только в плюс, притом что тонкостей тут хватает.
Рабочие способны дать отпор нападающим. Главное — вовремя им об этом напомнить
Строить городишки удобно и увлекательно, хотя сам процесс и выглядит слегка поверхностным. Впрочем, это с лихвой компенсирует удовольствие от изучения карты. Просторные локации покрыты туманом войны, нейтральные монстры дежурят возле своих нор, а в заброшенном логове можно отыскать ценный артефакт.
Смотрится всё это тоже симпатично: картинку в духе недешёвого старомодного мультфильма делали с применением технологии сел-шейдинг. Карандашную обводку можно рассмотреть на некоторых юнитах и декорациях, а арт-дизайн снова напоминает о Warcraft, но исключительно в хорошем ключе. Фоновый эмбиент с лёгким оркестровым звучанием создаёт нужное настроение, хоть и не сравнится с роскошным эпическим саундтреком проекта Blizzard.
Одиночная кампания насыщенная и нескучная: диалогов много, пропускать их не хочется, все фразы неплохо озвучены, да и умело подобранный голос рассказчика радует. Правда, если Warcraft 3 сразу увлекал историей принца, который прямо под нашим руководством превращался в маньяка, здесь на игрока обрушивают море пафоса о Спасении Невинных, а яркого впечатления история не производит.
Карты приготовили разные: и джунгли, и пустыни, и тундру. В Лордероне были такие же…
Почините, пока не поздно!
Если к сходству с Warcraft можно относиться по-разному, то баги и недоработки механики нужно чинить, и срочно. По непонятным причинам в одиночной кампании не работает функция загрузки и сохранения. Тактика в игре практически не дышит: если у вас под контролем больше двух (всего двух!) бойцов, один из них обязательно затупит, застрянет, зацепится за товарища и будет дёргаться в анимационных конвульсиях. Любая стычка в итоге похожа на честный бой подвыпивших гопников. Когда же в сражении сходятся «крупные армии» по десять головорезов в каждой, начинается вообще кромешный ад: игра с графикой пятнадцатилетней давности тормозит на вполне современном ПК!
Как и в старинных RTS, бойцы то и дело повторяют один и тот же набор фраз. Понятно, что в какой-нибудь Command and Conquer с этим было ещё хуже; но когда твой паладин на каждом шагу бубнит про то, что он и есть Маяк, современного геймера это может порядком утомить. К тому же у некоторых героев откровенно нелепая внешность: кираса, гигантские наплечники и отсутствие шлема в бою? Серьёзно?
Вызывает недовольство и дизайн карт. Спору нет, обшаривать локации интересно и полезно, — но вот, к примеру, ты находишь лагерь орков, у входа в который стоит котёл. Этот котёл не кипит, целиком проход не загораживает, но пройти дальше никто из группы не может! Или взять работу с деталями: на картах нередко размещают разные симпатичные мелочи (вроде яркой импозантной ящерицы на берегу озерца), зато потом тебе предлагают бежать по пустому серому каньону, где глазу абсолютно не за что зацепиться.
Среди местной нечисти есть такая экзотика, как двухголовые зомби
В Year of Rain несколько режимов, причём особый прицел ожидаемо сделан на киберспорт и кооператив. Для сетевых баталий вроде планируются отдельные карты, где будет множество путей для обходов, засад и прочих подлых трюков… Да только пока остаётся верить разработчикам на слово: текущий билд не даёт толком опробовать сетевые схватки. Если хочешь помериться силами с живыми противниками, игра некоторое время создаёт лобби, а потом попросту зависает.
Подражать Warcraft 3 пытались неоднократно. К примеру, в 2004-м венгерские разработчики выпустили стратегию Armies of Exigo, и на сегодняшний день она выглядит куда более красивым и интересным клоном хита Blizzard. У Daedalic есть время и умение, чтобы довести свой проект до ума, но ждать от него прорыва в жанре точно не стоит.
Впрочем, у этой медали есть две стороны. К негативной отнесём слишком старательное и дословное цитирование былого хита. К позитивной — старые фанаты почувствуют себя здесь, как дома. А новое поколение ценителей RTS получит множество тех самых крутых фишек, которые полюбили их отцы (или деды).